Страшная статистика: люди гибнут в ДТП, виновные отделываются штрафом

Недавняя харьковская трагедия на дороге, которая унесла жизни шести человек, всколыхнула всю Украину: действительно, нарушение правил дорожного движения в один миг перевернуло судьбы десятков людей.

«Смотри» разбирался, какова ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в Одесской области.

Жестокие цифры 

Отправив запрос в ГУНП Одесской области и Государственную службу статистики, мы получили неутешительные данные за последние несколько лет — люди все чаще гибнут в ДТП.

Недавнее ДТП в Харькове. Фото из открытых источников

 

Так, согласно информации правоохранителей, в 2014 году вследствие дорожно-транспортных происшествий в Одесской области погибло 172 человека, в Одессе — 52, в 2015-м (старт реформы патрульной полиции в Украине) — в области — 142, в городе — 63 человека. В прошлом году показатели смертности на дороге выросли: так, в области погибло 187 людей, в Одессе — 69 человек. В текущем году в нашем регионе в авариях уже погибли 133 человека, в городе — 37. Ну а год еще не закончился.

Эти данные демонстрируют — реформа патрульной полиции не снизила количество ДТП со смертельным исходом, более того, в 2016 году показатели страшных аварий еще и выросли.

При этом данные Госстата значительно отличаются от информации, предоставленной правоохранителями. Так, в 2014 году из-за аварий в области погибло 311 человек, в Одессе — 100, в 15-м — 274 человека в области, в городе — 99, в 2016-м — 333 в области, 105 — в Одессе, в 2017 состоянием на август ДТП уже унесли жизни 209 человек в Одесской области.

И непонятно, почему информация двух ведомств так отличается. Очевидно лишь то, что в ГУНП региона статистика значительно занижена.

Не доходят до суда

«Смотри» также отследила, сколько дел по факту ДТП со смертельным исходом было закрыто, не дойдя до суда: согласно данным одесских правоохранителей, больше половины дел, как правило, закрывают. Так, в 2014 году из 207 криминальных производств 137 было закрыто, в 2015-м — из 188 дел 106 уже закрыли, в 2016-м — из 225 открытых дел закрыли 87, а на протяжении 2017 года из 146 дел закрыто 25. И всегда надо помнить: за каждой сухой цифрой скрывается чья-то поломанная навсегда жизнь.

Выдержка из КПК

 

Производство закрывают по 284 статье криминально-процессуального кодекса. Согласно закону, дело может быть закрыто в случае установления отсутствия события или состава криминального правонарушения, не установлены достаточные доказательства вины в суде и исчерпаны возможности их получить, умер подозреваемый или обвиняемый и так далее. Кроме того, в данной статье КПК предусмотрено закрытие дела на основании того, что потерпевший или его представитель отказался от обвинения.

За смерть в ДТП наказание — штраф. И то — не всегда

В судебном реестре можно найти информацию о количестве вынесенных решений по 286 статье КК Украины, то есть нарушение правил дорожного движения.

Так, суды Одесской области только в октябре этого года вынесли 15 приговоров за данное правонарушение. И поражает мягкость санкций к виновным в ДТП.

К примеру, Суворовский районный суд Одессы рассматривал аварию, которая произошла 16 августа 2017 года. Согласно материалам дела, водитель в черте города управлял авто «Ауди 8» на скорости 174 километра в час! Он сбил пешехода, который скончался на месте. В результате суд признал его виновным в нарушении правил дорожного движения и присудил лишение свободы на пять лет с лишением права управлять транспортным средством на два года. Но в то же время, применяя закон об амнистии, судья Александр Деркачев освободил виновного от наказания. За смерть прохожего он «отделался» лишь выплатой судебных издержек в сумме менее девяти тысяч гривен.

И подобные решения суда — скорее норма, чем исключение. Из всех 15 вынесенных за этот месяц приговоров — ни одного с реальным сроком отбывания наказания.

 

 

Более того, за ДТП, в результате которых потерпевшие получают телесные повреждения средней тяжести, как правило, присуждают штраф — максимально 500 необлагаемых налогом минимумов, то есть 8,5 тысяч гривен! А за аварии с более тяжелыми последствиями — повлекшими смерть одного или нескольких людей или тяжкие телесные повреждения — чаще всего виновные не получают реальные сроки, а освобождаются от наказания по амнистии. И далеко не всегда их даже лишают прав.

Показательно, например, вынесенное решение по делу еще 2012 года. Так, признанный виновным в ДТП в состоянии алкогольного опьянения  выехал на встречную полосу и столкнулся с другой машиной. В итоге — водитель машины и новорожденный ребенок, который был в авто, погибли. Виновный «отделался» испытательным сроком на три года! А двух людей, включая маленького ребенка, уже пять лет, как нет в живых!

Как можно объяснить подобную мягкость, вопрос открытый. Кроме того, возможно, такой рост аварий со смертельным исходом и является следствием того, что виновные, как правило, реального наказания не несут.

Авария на улице Грушевского. Фото «7-го канала»

Но трагедия в Харькове очень четко продемонстрировала изменения в нашем обществе и то, как люди могут влиять на ситуацию, — возможно, впервые в истории современной Украины к подозреваемой в подобной ситуации применили меру пресечения в виде содержания под стражей. Настроения в обществе «подогревает» еще и тот факт, что, согласно проведенной специалистами экспертизе, подозреваемая в момент аварии была под опиатами. В то же время нередко можно услышать скептические замечания о том, что виновной или виновным — покажет следствие — в гибели людей удастся избежать наказания, учитывая, что данное ДТП уже называют «мажорным», а родственники обвиняемой пообещали оказать материальную поддержку пострадавшим. Очевидно одно: процесс будет не из легких, и именно эта жуткая авария может стать лакмусовой бумажкой и для правоохранительной, и для судебной системы Украины, в целом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + пятнадцать =