Вчера, 16 марта мэр Одессы таки решил встретиться с «одесситами» и отчитаться о работе за год, хотя на деле, получилась первая встреча за полтора.
Геннадий Труханов был избран 26 октября 2015 года. О необходимости отчета мэру не раз напоминали журналисты, но он не стал это делать ни осенью, ни зимой. Назначенный на 14 декабря отчет был перенесен, а сам мэр исчез на 2 месяца. И вот фрукт, как говорится, дозрел, и Труханов таки отчитался о достижениях своей команды. Мы не умаляем их, но осуждаем то, что городской голова пошел по пути показухи и не стал говорить о проблемах. Как говорится, кто доверяет читайте здесь, а кто не доверяет – читайте Смотри.
Скрытость и показуха
Это удивительная черта мэров Одессы. Как только они занимают кресла на Думской, так сразу же перестают общаться с прессой, давать пресс-конференции и открытые встречи, мол, хозяйственные дела не позволяют. Причин две: обилие звонков, что понятно, а также один и тот же советчик последние лет так 8 у мэров Одессы. Его имя называют часто в кулуарах – Сергей Назаров. Вместо того, чтобы посоветовать патронам приличный и удобный формат общения, он ограничивает городского голову редкими подходами после сессии и исполкома. То у мэра встречи, то «нет к нему вопросов». Редки вылазки мэра и на голубые экраны каналов, а также публикации в печатных СМИ. Традиционно, одесские градоначальники дают большие развернутые интервью киевским изданиям, если дают вообще. В итоге, такие материалы фактически создаются для президента, а не для одесситов.
Горожанам приходится есть то, что дают — в виде порций рекламы. Годовой отчет также был показушный – зайти в Евромэрию на Косовскую было крайне сложно, вопрос задать – невозможно. Одесситам предлагали пройти в другой кабинет и посмотреть мэра по ящику или на улице с экрана.
Полумиллиардная Евромэрия и уголовное дело
Главный итог работы мэра за год – открытие ряда уголовных дел по коррупционным статьям. Известны три эпизода, которые тесно связаны с городским головой. Первый – по которому Труханов проходит как подозреваемый о покупке админзданий «Краяна» на улице Косовской, 2-д. Второй – приватизация коммунальной собственности через распоряжения мэра, а третий по тендерам по ремонту дорог.
Что касается Евромэрии, то предварительно на ее покупку вместе с ремонтом уже потратили более полумиллиарда гривен. За эти деньги можно было бы построить здание, или купить с торгов здание «Имэксбанка», что на проспекте Гагарина – в любом случае это было бы дешевле.
Коррупция, которая убивает, — «Виктория»
Отчет мэра совпал с печальной годовщиной трагедии в детском лагере «Виктория. Прошло полгода. А мэр просто умолчал о том, как его команда тряслась осенью и держалась за свои кресла. Пока ни один чиновник не был снят за «Викторию». Даже вице-мэра Зинаиду Цвиринько просто «ушли» с должности — не выгнали, а отправили с почестями на пенсию. На деле она пострадала не за «Викторию», а из-за проблем во взаимоотношениях с депутатами и лобби мэрии.
Гибель троих детей оказалась без наказания. Все чиновники, которые были отстранены – вернулись на посты. Речь идет об Александре Авдееве – начальнике управления государственного архитектурно-строительного контроля ( он не контролировал ремонт и зарегистрировал липовые декларации о старте и окончании работ в мае 2017 года), Елене Буйневич – директоре департамента образования и науки (которая закрывала глаза на нарушения в лагере) и Борисе Панове – начальнике управления капитального строительства (именно он построил корпус смерти для детей).
Сейчас дети оказались забыты, а родители остались один на один со своими проблемами. В частности, у детей обострились многие хронические заболевания., им снятся кошмары, ухудшается зрение и преследуют приступы удушья.
Дорожные тендеры, прорывы и провалы
Несмотря на то, что мэром-дорожником называли в свое время Эдуарда Гурвица за самые масштабные и дорогостоящие проекты за историю независимости Украины., Труханов пытается не отставать. Помогает ему в этом децентрализация и 2,5-ой миллиардный бюджет, а также свои депутаты.
Почти все крупные подряды выигрывает «Ростдорстрой», чуть более мелкие «Пик-строй». Делаются работы годами, переделываются по три раза, а затем еще просят новых денег. Яркий пример – Преображенская. На все лето улицу в курортный сезон раскопали, так и не доделали и самое главное – не сделали карманов ни для парковки, ни для общественного транспорта. Про велодорожку умолчим – на Думской похоже не знают, что 21 век на дворе У нас суровый совок, когда чиним, что сказала партия и как сказала партия. Европейских норм у нас нет.
Не будем напоминать, что обе компании – связаны прямо с депутатами от партии мэра «Доверяй делам» Юрием Шумахером и Мариной Лозовенко, а непрямо через ряд оффшоров с самим мэром.
Отметим, что самой крупной аферой в конце прошлого года стало проведение тендера на капитальный ремонт тротуаров на улице Ришельевской. Потребность ремонта тротуара именно на этой улице одесситам так и не объяснили. Вместе с тем, аккурат к зиме всю ее раскопали и оставили по сегодняшний день центре города в болоте.
Цена ремонта участка от Ланжероновской до Успенской составила 92,9 миллиона гривен, хотя с большой долей вероятности сумма вырастет из-за неких новых обстоятельств. Строят тротуар в кредит за средства «Укргазбанка».
Самое главное, что уже во время ремонта приходится делать комплекс работ по перекладке плитки, ремонту свежепроложенных коммуникаций, а качество полотна в разы хуже, чем то, что укладывали еще 10 лет назад.
Скоростной трамвай по загруженным улицам
Весьма спорным из масштабных проектов одесской мэрии остается прокладка скоростной трамвайной линии «Север-Юг» по городским магистралям. Проект неоднозначны й по ряду причин. Первая – почти все рельсовое полотно, по которому он планируется к пуску изношено. Не было на начало работ ни одной улицы, где бы не нужно было менять полотно. Сейчас активно заговорили о замене рельсов на поселке Котовского. И тут же возник вопрос с безопасностью, ведь он проходит уже по центру микрорайона. Правильнее было бы пустить трамвай по окраине. А сейчас линия трамвая пересекается десятками дорог, на которых так или иначе вагонам придется приостанавливаться, ведь здесь выстроятся пробки, будут перебегать люди и т.д. Да и не может в данное время трамвай разогнаться на рельсах, которые прокладывались полвека назад.
Второй еще более странный момент – прохождение трассы через центр города, улицу Преображенскую и Новощепной ряд. На первой улице в ходе реконструкции не предусмотрели выделение рельсового полотна от дороги. В итоге, трамвай станет в пробках вместе с автомобилями и о том, чтобы он был скоростной, придется забыть.
Рельсы части маршрута по Люстдофрской дороге также находятся не в самом лучшем состоянии, а самое главное – уже окружены рынками, жилмассивами и пр. В итоге, нужно проводить целый комплекс мер по ограждению и замене полотна, ради того, чтобы трамвай смог ехать достаточно быстро.
Афера электронный билет и маршрутки-скотовозы.
В Одессе, в отличие от других городов решили не тратить деньги ЕБРР и делать муниципальным электронный билет, а отдали частникам. По слухам, победитель, частная компания Герц уже дала миллионы «поощрений», как депутатам, так и чиновникам за проект. Назывались суммы в 200 тысяч гривен фракциям горсовета.
Наверное, этим вызвано упорное нежелание мэрии принимать во внимание замечания Антимонопольного комитета. Их попросту проигнорировали, но победитель пока не утвержден на конкурсе.
Напомним, что в АМКУ рекомендовали провести новый конкурс, предварительно изменив его условия в соответствии с законом. Возможность принять в нем участие должны получить субъекты, не располагающие собственным конструкторским бюро и мощностями для производства валидаторов, а также сервисным центром в Одессе, но имеющие возможность заключить договоры с конструкторами и производителями.
Между тем, пока кризис в системе перевозок принимает угрожающий характер. Водители маршруток остаются зависимые от выручки, которую дали одесситы, а не получают плату за рейсы. В итоге работы на износ и коррупционности системы, маршрутки превратились в «скотовозы», водители работают с существенным перегрузом, и связаны необходимости биться за пассажиров, обгоняя друг друга. Заложником ситуации оказался весь город. Ведь одесситы не могут уехать по вечерам и на убыточных маршрутах, когда это не выгодно.
Миллиардный кредит
После десяти лет без кредитов в мэрии не выдержали и влезли в новую кабалу в банке. Хоть это был и государственный «Укргазбанк», но проценты – 17,5 — будет платить весь город. По самым скромным подсчетам, с новым займом и планами на инвесторские заимствования (еще 700 миллионов в программе энергоэффективности), город будет должен кредиторам более двух годовых бюджетов развития. Самая печальная деталь в том, что сумму, которую город переплатит по кредитам, не знает никто. Зато известно, на что потратят деньги. Так, на ремонт теплотрасс, которые принадлежат коммунальному предприятию «Теплоснабжение города Одесса», решили направить 292 миллиона, на ремонт лифтов – 100 млн.
Наибольшую сумму в 458 миллионов гривен получит управление коммунального строительства горсовета — то самое, которое проводило работы в печально известном детском лагере «Виктория». На ремонт дорог потратят 148 миллионов. Известно также, что пятую часть кредита получит фирма, напрямую связанная с мэром – «Ростдорстрой».
Битва за Летний
Одно из самых последних «достижений» команды Труханова – попытка застройки территории Летнего театра, что в Горсаду.
За Летний театр борьба развернулась в ноябре, хотя в мэрии землю в аренду для частника оформили еще в декабре прошлого года, на 49 лет, а летом подписали декларацию на строительство частного торгового центра.
Одесситы поднялись против застройки территории и вырубки деревьев в Городском саду. Так или иначе, пока что здесь ничего не строят, но землю общине не вернули — он остается в бизнес-империи партнера Труханова Владимира Галантерника и его компании «Солинг». Борьба за то, чтобы он стал городской площадкой продолжается.