Город в кредит: Как у Труханова берут уже третий кредит, чтобы успеть потратить до выборов

7 месяцев ago 0

В одесской мэрии после того, как урезали второй миллиардный кредит в “Укргазбанке” до 300 миллионов, решили взять третий миллиард, но уже в другом учреждении – “Ощадбанке”.

На данный момент детали новой ссуды не известны, но спешка одесской власти понятна: через год местные выборы, поэтому необходимо успеть продемонстрировать избирателям не Одессу, а рай на земле. Между тем, отдавать кредит придется уже следующему мэру, личность которого мы узнаем лишь осенью 2020-го. А вот все, так сказать, тактические “бонусы” достанутся именно Геннадию Труханову и его команде, которые уже третий год подряд раздувают бюджет при помощи банковских средств.

Сенсация на сессии

О том, что кредит для города будут брать, стало известно во время последней сессии Одесского горсовета, которая состоялась 24 апреля. Оказалось, что в городе не выделили ни копейки в бюджет на ремонт фасадов. В Одессе в этом году предусмотрены работы на 32 памятниках культурного наследия, но все эти работы собираются проводить за счет кредита. Это очень удобно – горожанам показывают, что кредит идет на добрые дела, и никого уже не волнует, на что потратили бюджетные 2 миллиарда гривен. Добавим, что вместо обещанных 620 миллионов учли 300.

“Мы отремонтируем Дом Руссова, Дом Либмана – через месяц-полтора. Когда кредиты возобновятся, сразу начнем, это может быть и 2019-й и 2020 годы”, – отметил вице-мэр Петр Рябоконь. Заметим, что ремонтные работы в домах Руссова и Либмана также финансировались за счет кредитных средств – на это потратили 50 миллионов взятых в “Укргазбанке”.

Условия нового кредита на данный момент неизвестны, также пока не ясно – какую общую, итоговую сумму придется погасить городу по трем займам в общей сумме около 2,3 миллиардов гривен. Первые два кредита брали на пять лет. На эти средства свои планы уже определили в департаменте городского хозяйства – их хотят выделить на ремонт лифтов. Программа позволит продлить срок эксплуатации лифтов на 15-25 лет, оборудовать диспетчерской связью 1430 лифтов за пять лет, провести экспертное обследование и технический осмотр лифтов в жилых домах (ориентировочно 1440 лифтов). В поправке к профильной программе комиссия по вопросам ЖКХ согласовала выделение более 288 миллионов гривен, но бюджетная комиссия пока что за это не голосовала, поскольку фактически “свободных” средств у города нет.

Аппетиты мэрии умерили в банке

Теперь о том, почему Труханову и его команде понадобился новый кредит. Дело в том, что после успешного первого займа, в “Укргазбанке”, быстро согласовали второй – прошлой осенью. Но по словам вице-мэра Светланы Бедреги, во время бюджетной комиссии банка установили лимит в размере 1 миллиард в год на займ для одесской мэрии. Учитывая то, что город имеет еще второй миллиардный займ, банк ограничил кредитные средства до 322 миллионов гривен.

1 миллиард должен был пойти на новые трубы тепловикам, лифты, несколько дорог и огромный перечень ремонтных и строительных работ. Эти суммы, разумеется, были значительно урезаны: теперь примерно по 100 миллионов пойдут на лифты, еще столько же – на ремонт дорог (первоочередная – ул. Софиевская) и еще ряд работ, которые проводит городское управление капитального строительства. Сначала говорили, что остальную сумму город получит в 2020 году. Но город решил не ждать и взять заем в другом банке.

Отметим, что если первый кредит брали под 17,5% годовых, то второй – уже под 22,4%. То есть согласились на гораздо худшие условия из-за изменения учетной ставки НБУ.

Только по первому кредиту за пять лет город отдаст 1,695 млрд гривен при условии, что каждый год, помимо процентов, будет погашаться 1/5 часть тела кредита, то есть 200 миллионов гривен. Если посчитать все три кредита, то мэрия переплатит сумму в более чем миллиард гривен по всем траншам, то есть половину бюджета развития, который мог пойти на объекты города. В общем, все кредиты выделяются на такие инфраструктурные задачи, как ремонт и модернизация лифтов, замена теплотрасс, строительство новой школы и ремонт существующих школ и детских садов, реставрация и ремонт памятников архитектуры в историческом центре города, проектирование, капитальный ремонт и реставрация зданий, строительство новых, а также капитальный ремонт и реконструкция дорог. А вот бюджет города идет на долги, расходы чиновников, социальные выплаты различным категориям, количество которых увеличивается, депутатский фонд, который составляет уже 1,5 миллиона на каждого депутата (вместе – 96 миллионов), а также много целевых программ. Которые, безусловно, сделают город лучше, но показательными будут средства именно кредита, чтобы получить возможность брать новые и новые займы. Стоит добавить, что немало тендеров по кредитным проектам выиграли фирмы, которые связаны с депутатами мэрской фракции “Доверяй делам”. Например, “Ростдорстрой” выиграл все тендеры по ремонту дорог, а также эстакады на 10-й станции Большого Фонтана.

Использование кредитов, взятых в 2017-2018 годах. Информация с сайта Одесского горсовета

Кредитная дыра

Отметим, что этот год станет последним, когда мэрия по кредитам от украинских банков будет больше получать, чем отдавать. Однако получит такие программы, как “Развитие городской инфраструктуры” на новую трамвайную линию в поселке Котовского от улицы Одария до Паустовского, а также 16 трамваев-длинномеров – это кроме того, что существует еще и работающий кредит на закупку новых троллейбусов. Также в работе еще один кредит по безопасности движения. Кроме того, ежегодно город тратит сотни миллионов гривен для работы тепловой сети города: КП “Теплоснабжение города Одессы” не способно самостоятельно рассчитываться за газ по причине неудовлетворительной  оплаты одесситов и “нерыночных” тарифов. Следовательно денег будет все меньше, а долгов – все больше. А кто и как будет их погашать и не будет ли город снова на грани банкротства – главный вопрос.

Источник