Итак, конкурсная комиссия таки выбрала оператора внедрения электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте — им стала компания группы ГЕРЦ ООО «Одесская городская карта».
Монополист был предрешен заранее. Другая компания даже при желании не смогла бы зайти на рынок: ведь нужен сервисный центр, совместимость с другими продуктами группы ГЕРЦ, конструкторское бюро и множество других функций.
Тут следует сразу обозначить, что итоги заседания конкурсной комиссии одобрило бы проект в любом случае. Состав комиссии был определен максимально лояльный.
Из девяти человек-членов комиссии четыре чиновники, еще один директор центра «Экономинформ» Георгий Хаскин абсолютно лояльный, который рассчитывает тарифы всем перевозчикам, а остальные члены – ученый и трое депутатов. В итоге, как оказалось, даже первых пяти голосов было бы достаточно.
Несмотря на отсутствие Павла Вугельмана голосов хватило для одобрения. Все чиновники проголосовали «за» и пятой стала глава транспортной комиссии, помощника нардепа Дмитрия Голубова Елена Фокина.
Депутаты Оксана Гончарук от партии «Оппозиционный блок» и Вадим Терещук из «Самопомощи» воздержались. Представитель Антимонопольного комитета не пришел на заседание, хотя именно это ведомство заявляло о том, что нормы конкурса дискриминационные.
На этом заседании директор «Одесской городской карты» Александр Малин приоткрыл завесу на некоторые важные детали проекта. Электронный билет предполагает решит принципиальную задачу: перевозчики будут получать деньги за рейсы. Но это новшество будет на втором этапе. Скорее всего лет через пять. В этом году электронный билет начнут вводить в городском электротранспорте, а в следующем – в маршрутках. Но если быть реалистами, то работы только в трамваях и троллейбусах затянутся на несколько лет.
Оттянется и второй этап с переходом на оплату транспортных услуг, а не сбора денег водителями.
Малин также рассказал о том, что оборудование может использоваться для оплаты и других услуг, не только проезда. К примеру, посещения музеев, оплату парковок вместо компании ВГК. Видимо, этого монополиста попытаются потеснить на рынке.
ГЕРЦ планирует также обеспечить оплату через приложения на смартфонах и пластиковые карты, где и будут «хранится» деньги одесситов.
В этом вопросе есть еще один важный нюанс. Малин заметил, что стоимость проезда будет зависеть от суммы пополнения. То есть – одноразовая поездка будет дороже, чем покупка оптом. Другими словам, одноразовая поездка будет выше утвержденного тарифа. К примеру, за трамвай разово заплатим четыре, при оплате 60 гривен – 3 и т.д.
То есть по сути оператор определит повышение проезда таким способом. Для одесситов нарисуют средний тариф 7 грн на маршрутке – но разовая поездка может быть и дороже.
Самый важный вопрос – прибыльность проекта также осталась загадкой. Для «продавливания» своего проекта инвестор не стал мудрствовать лукаво и привлек Георгия Хаскина. Этот член всех транспортных комиссий всегда оправдывает любые действия перевозчиков и чиновников, абсолютно лояльный якобы независимый эксперт, который последние лет так 30 считает тарифы для всех перевозчиков.
Также, выяснилась интересная деталь. В первоначальном варианте условий конкурса срок работы оператора определили как 10 лет, но в итоге на сессии непонятным образом его продлили до 15. Некоторые депутаты этого даже не заметили. К примеру, о таком подлоге заявил депутат Вадим Терещук.
Но и тут Хаскин нашел оправдание. Проект выйдет в ноль и станет приносить доход только на 9 году работы. Если взять суммы названные даже самим Хаскиным, то срок окупаемости будет вдвое короче. Он назвал сумму перевозок в 1 миллиард гривен в год. Если взять 9,75% дохода оператора, то получится, что в год этот рынок принесет 2,7 миллиона евро в год. Инвестор назвал суммы инвестиций в 8 миллионов евро. То есть за 4 года он вернет свои деньги. Со всеми рисками, может в 5. Но и то без учета повышения проезда, которое конечно же произойдет за эти годы.
Главный же вопрос остался открытым – это кредитные отношения с ЕБРР. Город должен согласовать новый контракт с этим банком. А значит – эксперты ЕБРР могут не поддержать его и конкурс провалится. Или же, что вероятно, город может не получить новые кредиты на развитие транспорта.